АНТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ  |  АВТОРЫ  |  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  |  БИБЛИОТЕКА  |  КОНКУРСЫ ПОЭЗИИ  |  ЛИТОБЗОРЫ
 КОНКУРС ПОЭЗИИ "Пифийские игры II" :  Правила | График | I тур | II тур | III тур | IV тур | Полуфинал | Финал | Итоги | Обзоры | Призеры |
  
КОНКУРС ПОЭЗИИ - "Пифийские игры II"Обзоры

Татьяна Кузнецова и Темур Варки: Обзор четвертого тураIV тур

Гражданские стихи, несомненно, имеют своего собственного читателя. Наверное, востребованность таких стихов зависит от времени, от политических, экономических или гелиотропных фаз. Но не в меньшей степени и от того, кто, о чем и как написал. Стихи четвертого тура мы прочли как читатели и коллеги. Итак о чем и как пишут гражданские стихи авторы конкурса?

Ворошилов
Очень ярко, каждое слово на своем месте, монолитно. Звучит как колокол. Тонко вплетены цитаты. Похоже на стилизацию под Рождественского, можно было бы сделать более отстраненно и с другой интонацией - но Сергей рискнул сделать так, как сделал, и не прогадал. Получилось интересно и сильно. Правда, очень сильно вспоминается пародия Филатова "да сейчас любой олень в тундре объяснит вам, кто такой Роберт!" Замечательно, что именно тема классика гражданской поэзии была выбрана для этого конкурса. Сергей - мастер, и этим все сказано.

Колонов
В целом много интересных образов и картинка рисуется вполне отчетливо. Слышно и видно то, что происходит - и отдается в настоящее.
Теперь по моментам, которые показались слабее остальных.
"проводила в степь киевский полк" - труднопроизносимо по ритму.
"клятых друзей" - к чему это? Всё-таки когда война - понятно, кто друг и кто враг... если это о предательстве, то эта тема здесь не вполне раскрыта.
"тетиву приберег под плащом" - метафора показалась несколько надуманной. Автор хотел сказать, что герой приберег сердце? Или это реальная тетива?
Повторюсь - неплохо.

Новикова
А это очень понравилось. Жизнь поколения. Автор ведет вроде бы проторенной дорожкой, образ кажется описанным много раз, но вот он, ход в конце - "крестик щупаешь на груди". Замечательная концовка-перевертыш

Батраченко
Для начала скажу, что люблю стихи Виктора. Именно поэтому ставлю ему планку высоко. Мне показалось, что в стихотворении слишком много декларативности. Ведь Виктор - поэт, умеющий сыграть тонко и пронзительно... Во второй строфе плохая рифма "пепелище - лишним". В правильном по своей сути стихе - под каждой из идей готов подписаться! - не хватило музыки. Особенно в третей строфе. Показалось, что автор намеренно зажал себя в рамки гражданской лирики.

Стукало
А вот тут скажу, что больше люблю Стукало-прозаика. Но это стихотворение очаровало именно своей, простите за тавтологию, поэтичностью. Если придираться, то к глагольной рифме в первом катрене. И "синим-счастливым" во втором. Но придираться совсем не хочется+

Смирнова
Задумка хороша. Стих музыкален. Понравилось "но торжествует в январе убитый Пушкин" - правда, там помешала запятая между подлежащим и сказуемым. По технике - показался неоправданным невыдержанный ритм (строки "где всё нужны солдаты" и "и оттого нам плохо" длиннее на стопу) и отсутствие рифмы нечетных строк в третьей строфе ("поэт" - "толпа"). Строка "Вселенная там разъята" тяжела по произношению и трудна по смыслу. И вот хочется сказать "разъЯта" почему-то...

Звезда
В политическом памфлете, на который, на мой взгляд, претендует данное произведение, мысль выражается чётче. Понятно, что права и обязанности - две стороны одной медали, но вывод автора, пусть и саркастический "все мы граждане, все мы обязаны" - не кажется вытекающим из первых трех строк. Интересны и просто замечательны многие используемые рифмы (кроме достаточно банальной "связаны - обязаны" и совсем уж эээ... неудачной "достанусь я - останусь я"). Автором выбран достаточно интересный ритм, которого он, увы, не придерживается, что затрудняет чтение.

Мальцева.
Вот еще одно великолепное стихотворение. Блестящий портрет и блестящая композиция. Детали не нагромождены - они цепляются одна за другую, создавая объем. Простая история, рассказанная простым языком - но это из тех стихов, которые не стираются из памяти. И концовка - наотмашь.

Алина
Кружевная вязь этого стихотворения берет в плен с самого начала - и оказывается обманчивой. Стих хлесток и точен. Тоже история из насущних. Сочувствие и понимание растворены в строках, иногда даже мешая читателю сделать этот вывод самому. И выход, как открытая дверца душной клетки - замечательная концовка. Это зарисовка с натуры - как шаг из газетной шелухи в простое и вечное.

Промежуточный вывод:
Поэты вновь пишут о времени, о СВОЕМ времени. По тому, что и как они напишут об этом, будут судить о нашем времени и изучать его те, кто будет жить в России в 22-ом, 23-ем и далее веках.
Стихотворение "Наш Век" Ульяны можно было бы отнести к любому другому времени. Как писал Л.Н. Толстой в "Войне и мире", времена мало чем отличаются друг от друга, но люди всегда говорят об особенности их времени. Тем не менее в этом стихотворении есть и приметы именно нашего времени. Во-первых, это написано хорошим современным литературным русским языком. Во-вторых, только после советского периода поэт мог написать "рвутся по швам обноски минувшей эпохи", "затертой пластинкой звучат провидцев печальные вздохи". Это сегодня "Земля рискует сорваться с орбиты" и благодаря таянию льдов на полюсах и благодаря случайному нажатию красной кнопки. Это в начале 21 века поэт может сказать "лик красоты осквернен и втоптан ничтожеством в грязь" и "век... не верит ни в Бога, ни в черта". Но поэт жил и прежде, он свидетель Вечности: "Но слышится Вечности гул..." "И воздух привычно горчит от пепла сожженных мостов".
Замечательное, глубокое, современное и своевременное стихотворение.
Из стихов о времени понравилось также стихотворение "Где-то дожди" Р.Верест. Но, по-моему, смазана концовка, не дотянул ноту автор.
Стихотворение "Раса канибалов" Марины Чекиной не может оставить равнодушным никого. В этом и талант поэта, чтобы задеть такую тему и задать такую тональность, чтобы пробить броню читательского обывательского равнодушия. Это стихотворение - такая лакмусовая бумажка. И вот результат. В предудущих обзорах граждане засветились, поэт Галина Мальцева - пониманием и солидарностью с гражданской позицией поэта Марины Чекиной, а Александр Линде - неприятием этой позиции, брезгливо поморщившись. Что ж, как говорили те, кому подражают сегодняшние "сорасники" - каждому свое.
Стихотворение Марины Чекиной неидеально, есть слабые рифмы "им-своим". Слово "найдущий" смутило. Есть еще мелкие погрешности. Но здесь звенит нерв, здесь неподдельная искренность, здесь мужество поэта и человеческое благородство. Пока есть Марины Чекины в России - за страну, и за русских и за ее "ненордических" жителей не так страшно. Спасибо, Марина.
С этим стихотворением по теме, по внутренней подоплеке перекликается стихотворение Тимура Раджабова "Когда от матери до сына". Это тоже о времени и о себе. О взаимоотношениях матери - России и сына - поэта Раджабова. Между ними "непонимания равнина и одиночества гора". Здесь "полны озера неводЫ, законы - трехгрошовой пьески и трехгрошовые суды". О чем это Раджабов? О том же, о лжи общественной и государственной, о снобизме и продажности высоколобых успешливых умников. Незря поэт использует строки Пушкина и Блока. Вот о чем это. И концовочка горько-ироничная "кого-то ждут иные земли, а нам живется на Руси". Некоторые спрашивают, не сказал мол поэт, как живется. Разве? "Кого-то ждут..., а нам живется", хотя и не ждут.
Еще одно стихотворение о времени и о судьбе - "Лягушачье" Гостьи.
Наталья Артеменкова может начать черте с чего и завести черте куда, что потом только стой и ртом воздух хватай. О времени? Да. О себе? Да. Классно, профессионально сделано? Да. Даже не замечаешь, как. Поэтому - классно вдвойне. Неожиданно? Еще бы. "Меня ли вам тому учить, что не хрен лапками сучить лягушке..." "я суечусь"
"И то внушает оптимизм,
Что будет нам, таким, как я,
За труд бесплодного движенья
Ниспослано изнеможенье
Сильней, чем страх небытия".

В принципе, этим можно было и закончить. Но хочется еще отметить стихи М. Скиталец "Разруха, брат...", Надежда "Спущен курок". Любовь и горечь и искренность в этих стихах. Стихотворение "Спущен курок" тоже вроде про то же, что и у Марины Чекиной и у Гостьи. Только там жертвами "глашатаев ада" были люди с другим цветом кожи или лягушки , а здесь - собаки. "Дан приговор стае бродячей. Вой-визг собачий, выстрелов ор" и в конце - "Вырасту, мама, Стану убийцей" Спущен курок". Спасибо, Надежда. Поэты - тоже бойцы, только воины света.
Спасибо вам, воины света.

   

 
   
 
© "Многоточие..." 2005-2020