АНТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ  |  АВТОРЫ  |  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  |  БИБЛИОТЕКА  |  КОНКУРСЫ ПОЭЗИИ  |  ЛИТОБЗОРЫ
 КОНКУРС ПОЭЗИИ "Пифийские игры II" :  Правила | График | I тур | II тур | III тур | IV тур | Полуфинал | Финал | Итоги | Обзоры | Призеры |
  
КОНКУРС ПОЭЗИИ - "Пифийские игры II"Обзоры

Галина Сахарова: Остановись мгновенье! Ты прекрасно?III тур

Вот и дошёл конкурс до моей любимой темы: «Пейзажная лирика». Правда, стихи на этом этапе оказались довольно странные. Выборка как всегда случайная.

Бродский В. "Чья это боль растеклась облаками по небу?.."

Итак, первый стих. Могу сказать, что это хороший стих, но не могу сказать, что это пейзажная лирика. Или получился пейзаж наоборот, образы наизнанку. Не пейзаж или его фрагмент вызывает душевный отклик, а душевные переживания чувствуют себя формами природы:
Чья это боль растеклась облаками по небу?
Чья это мука застыла скалою над бездной?
Чей это плач расплескался морями вокруг? и т.д.
На мой взгляд – это странно, но интересно. Что в стихе бесспорно хорошо - виртуозно выверенные рифмы.
Конечно, как увидеть и воплотить пейзаж в стихе, вопрос субъективный и не смотря ни на что, стих мне понравился, особенно эти строки:
Чей это лес после бури заломленных рук?
Чья это кровь - где рябин полыхает рубин?

макулатура ностальгия

Второй стих. Мне кажется, что на страницах сайта встречалось заявление автора о том, что раньше он писал под другим именем, под тем я его и читала (а, может, ошибаюсь). К чему я об этом пишу? – К тому, что там был абсолютно другой стиль. Так, что я немного запуталась: кто есть кто.
На первом этапе я решила, что автор не доработал стих, но хорошо держит эмоциональность. Теперь понимаю, что таков стиль автора.
Однако, меня очень удивили первые две строки:
На рассвете застиранное до белизны небо
перепачкается замёрзшей кровью птиц,
если это образ рассвета, то несколько жутковато и может быть только для того, чтобы была перекличка со вторым катреном:
люди бегут на работу из дырок,
от тепла уютных семейных гнёзд.
А весь второй катрен очень хорош:
Километры стен, многолюдно и сыро,
по ночам почти незаметно звёзд,
люди бегут на работу из дырок,
от тепла уютных семейных гнёзд.
Всё-таки остаётся впечатление разорванности стиха и непейзажности пейзажа
И ещё у меня немного заковыристый вопрос:»А «земляничные поляны» - это аллюзия на фильм?»
В целом, некоторая разорванность и недосказанность стиха требует повторного прочтения, что уже хорошо.

Батраченко В. С. "Облака плывут, как корабли..."

Третий стих:

Облака плывут, как корабли,
курс их то - к закату, то - к восходу…
Отвечает кто-то за погоду
наверху, в заоблачной дали?
Есть ли там, на небесах, контора,
где погоды составляют план,
где учёт проплывшим облакам
ежедневный? …
Хорошо читается стих и «облака – корабли» не выглядят штампом и небесная канцелярия правильно работает и действительно «кто знает?» :
Связь какая, кто бы мне сказал,
затяжного дождика с тоскою?

Светлана Смирнова И нежно- жёлтый львиный зёв. . . (2-й вар.)

Четвёртый стих кажется и о природе, но состоит из эмоций, слишком часто употребляемых в стихах.
Очень странным получается действие в строчках:
Нам что-то шепчут две сосны,
Стрекозы мимо пролетая.
Если сосны стоят и шепчут, то стрекозы, пролетая, ещё что-то должны сделать??
А вот:
Поймёшь вдруг - тишина живая.
хорошая строка, но этого мало для стиха.

Темур Варки Фламинговый дым

Пятый стих. Стихи Темура часто построены на этнических образах, но в данном случае очень хорош именно интернациональный образ:
Словно бабочки крылья,
обрез облаков,
Я в полнеба еще не видал мотыльков –
если первые две строки только начинают создавать образ, то третья – делает его запоминающимся

Валентина Криш * * * (... в мире бетонных крыш)

Шестой стих удивил меня вторым катреном: если первый и третий катрены описывают всевозможные состояния ветра, летающего по городским улицам, то
Пенною алычой снизу казался свод.
Знал же наперечёт каждый возможный брод
через молочный сток... Прячься, покуда цел!
В каждой двери зрачок, в каждом зрачке прицел.
понять о чём сказано во втором катрене я была не в силах.

Марина Новикова КРАСИВАЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ, ХМЕЛЬНАЯ

Седьмой стих. Семь, говорят, число счастливое, что полностью оправдано для данного стиха – уж очень хорош (сколько не читаю). Кроме настроения, хороша рифма, которая выверена, но не лезет ни в глаза ни в слух, не перебивает саму атмосферу стиха.

И был весь мир омыт её слезами,
В её зрачках века отражены...
Шла Осень с обречёнными глазами
Бесплодной и стареющей жены.
Я бы скопировала весь стих, да запрещают в обзорах.

Связной Осенний пейзаж

Восьмой стих. И сразу возникает вопрос:
В лазурите небес паруса облаков - кораблей,
В облака убегает прожившая лето дорога,
как дорога может убегать в облака-корабли? Просто в облака может, хотя бы к облачному горизонту. А четвёртая строка в первом катрене совсем не в тему –
А природа похожа на старых и мудрых людей...
Вот эти строка удивила меня очень:
Лишь глаза да сердца, от любви раскаленные, знают, -
раскалённое сердце – куда ни шло, а раскалённые глаза – это уж слишком!
Вопрос к последней строке: какой пустотой тушит любовь зима?
Похоже, что автор просто поленился написать стих.

Звезда На день раньше лета.

Девятый стих. Что удивительно – по три первых строки в катренах нормально читаются, а каждая четвёртая – ни в какие ворота не лезет.
Освежая тропинки, грибной моросил,
словно нехотя и не всерьез.

лишь лягушки всю нось провожали весну, (нось – так у автора)
что в туман уходила, оставив дары.

и звездою прощальною май догорал,
чтоб июнем взойти налегке.
Почему дождь не всерьёз? Какие дары оставила весна? Кто там взойдёт налегке?
Да ещё – «грибной дождь» - не разлагаемое сочетание.

Дмитрий Шунин Июнь

Десятый стих. Очень по настоящему пейзажно-эмоциональный с идеей – нет, что не говорите, а жизнь всё-таки хороша!
Дождь ладонями стучался в окно,
По бульвару "Жигули"-корабли
Проплывали между явью и сном,
Между красными зубцами зари.
И сколько впереди будет ещё хорошего. Почти забытое светлое отношение к жизни.

И хотелось то ли петь, то ли спать,
В хороводе у костра закружить.
Диким криком взбаламучивать парк,
А молчаньем озадачивать жизнь.
Я хочу попасть в такой июнь.

irga Веера

Одиннадцатый стих.
Калиновые звезды растворились
Восток окутав розовым дымком,
Небесные капроновые мили
Сжигает солнце ржавым утюгом.

Но только сердце просится в апрели,
Когда еще не так сухи ветра,
Когда смешав цветные акварели
Весна рисует листьев веера...

И опять вопросы. Какие это «калиновые звёзды»? – Это сравнение с ягодками калины? Сколько не силилась, но представить дымку из розовых звёзд не смогла. Я, конечно, понимаю – может автор и пережил такое настроение, но мне его не передал.

Похоже мне не очень повезло с обзорными стихами, но стало печально. Может быть, что многим авторам тема «пейзажа» не очень нравится, хотя прекрасных пейзажных стихов на сайте много. В некотором недоумении даже не знаю как закончить обзор.
Конец.

   

 
   
 
© "Многоточие..." 2005-2020