АНТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ  |  АВТОРЫ  |  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  |  БИБЛИОТЕКА  |  КОНКУРСЫ ПОЭЗИИ  |  ЛИТОБЗОРЫ
 КОНКУРС ПОЭЗИИ "Пифийские игры II" :  Правила | График | I тур | II тур | III тур | IV тур | Полуфинал | Финал | Итоги | Обзоры | Призеры |
  
КОНКУРС ПОЭЗИИ - "Пифийские игры II"Обзоры

Гаврилова Юлия: Философия плюс поэзия…II тур

Во всякой философской системе безусловно отражается настроение души ее создателя.
Владимир Вернадский
«Хочешь быть философом – пиши роман», - говорил молодой Альбер Камю. Почему-то считается, что именно проза располагает к глубине мыслей. Тем не менее, поэзия Федора Тютчева, на мой взгляд, может составить серьезную конкуренцию творческому наследия самого Гегеля. Что же касается второго тура конкурса «Пифийские игры», то по его результатам можно было бы издать замечательный сборник философской лирики начала ХХI века. А теперь – собственно обзор.

Кто-то сказал, что собирают философские камни одни, а разбрасывают их другие. Константин Кроитор – из тех, кто собирает. Его стихотворение «Вверх» восхищает своей гармоничностью, осознанностью, смысловой направленностью. В нем, конечно, есть напряжение, интрига и, разумеется, замечательный финал – трогательный, непредсказуемый и светлый:

Я лезу на эти леса из-за леса,
в котором лыжню потеряла душа.

В стихотворении Сергея Ворошилова «Отцы и дети» присутствует некоторая эпическая умиротворенность. Емкое, глубокомысленное произведение.

Как горько жить, не ведая лица,
устав от дел и вечного круженья,
и своего не видеть отраженья
в Великолепном Замысле Творца.

Вечная тема отцов и детей не просто заявлена в стихотворении, она получает очень оригинальное и неожиданное развитие. Финал – жизнеутверждающий, яркий и очень мудрый:

Как, постигая собственное «я»,
смеётся Мир заливисто и звонко
и, отраженный в образах ребенка,
приоткрывает тайны Бытия.

Стихотворение Валентины Криш «*** (…роняя звезды)» - можно было бы назвать настоящей одой жизни, если бы не одно «но»: ода – слишком пафосный жанр. А главное обаяние этого произведения заключено как раз в полном отсутствии пафоса. Оно все как будто соткано из запахов, шорохов, бликов. Виртуозное по художественной форме, это произведение дарит своему читателю ощущение самой настоящей, невыдуманной полноты бытия.

А мы пускаем в пляс веретено,
и, зашвырнув весы на антресоли
и до мозолей свиток замусолив,*
стираем все, что было сплетено -
для нас. До нас…

Блестящее переосмысление древнегреческого мифа о мойрах оборачивается отрицанием отформатированной заданности, предсказуемости человеческой жизни.

Какова цена предательства? Стихотворение Марины Новиковой «Петр» основано на известном библейском сюжете отречения апостола Петра от Христа. Существуют ли степени предательства, - задается вопросом автор. Предательство Иуды и отречение Петра – насколько сопоставимы эти события?

Мне пытки вытерпеть пришлось
И заточенье,
Но сколько грешников спаслось
Твоим ученьем!
И жизни бренной не ценя,
Я не берёгся...
- Но ты отрёкся от меня,
Но ты отрёкся!

На мой взгляд, стихотворение недостаточно проработано с точки зрения развития темы. Оно слишком традиционно, а образ Петра страдает некоторой однозначностью.

Стихотворение Светланы Смирновой «Художник пишет красками» посвящено творчеству.

Бледнеет лист бумаги,
печально полотно.
А мы полны отваги,
грызём своё перо.

Но простота и непосредственность, заявленные в начале этого стихотворения, к сожалению, так и не перерастает в нечто глубокое и неординарное.

Стихотворение Алании Брайн «б» - по-моему, скорее можно отнести к гражданской лирике, нежели к философской. Хотя, это, пожалуй, вопрос, дискуссионный. Довольно сильное стихотворение, хотя неравномерное.

Мы нежность реальную переболели.
В нас отжило что-то большое. Мы стали
Бездушнее, жестче. По горизонтали
Мы что-то больное сравнили с любовью,
Дома променяв на сырые становья…

Использование в последней строке стихотворения слова «нету» («Только, должно быть, у нас нету выбора»), на мой взгляд, вредит всему стихотворению.

«Наука об исцелении души есть философия», - говорил Цицерон. С этой точки зрения стихотворение Натальи Артеменковой «Оттепель 4» - в высшей степени философское. Лирическая героиня этого произведения обладает потрясающей остротой зрения.
Нелюбовь и нужда
Грубо будят меня по утрам.
Подают мне наждак -
Утереться от каменных слез.
Как-то слишком всерьез
Каплет жизнь через сломанный кран…

Стихотворение очень мировоззренческое, взвешенное, глубокое, искреннее и… освежающее. Финал потрясающий:

Разорюсь на билет
И уеду куда-то к снегам.
Чтобы в книге любви
Человеческий след
Вновь учиться читать по слогам.

Стихотворение «По стремительной реке сплав...» (автор – Любовь) построено на метафоре «жизнь – река». В центре внимания автора не жизнь человека вообще, а жизнь поэта.

Ты, Марина, хорошо взвесь:
злость людскую оторви-брось –
это только клеветы взвесь,
это только для петли гвоздь.

Несколько режет слух использование деепричастия «не умея» в следующих строчках:
Перед вечностью поэт прав,
не умея потакать лжи.

Подход довольно симпатичный, но художественное решение уж слишком предсказуемо: Клевета, безысходность, боль, горечь…

Стихотворение Ивана Пшеничного «Голос» напоминает лабиринт, по которому довольно интересно побродить… Правда, все время опасаешься, что случайно наткнешься на Минотавра.
В произведении импонируют экспрессивность и, я бы даже сказала, некоторая экзотичность образов.

Кто прыгнул отчаянно в утлую лодку Земли,
Свой крик первородный на ранние звёзды нацелив,
Готовьтесь! Отрава часов да свинцовые рамки недели,
Как крысы размножившись, в мрачные трюмы легли.

Ярко, энергично, смело, довольно креативно. Хотя… иногда создается впечатление, что автор увлекается креативностью ради нее самой. Например, смысл слов «…и дно призывают в отцы…» лично для меня остался непонятным. Несколько смущает слово «тряпочный» (парус) - все-таки лучше «тряпичный». В целом – свежо и довольно темпераментно.

Стихотворение «Претворение в жизнь» (автор Затакт) посвящено проблеме, с которой так или иначе сталкивается каждый человек, а особенно - поэт. Всегда ли нам удается сказать то, что мы думаем? В поэзии на этот сложный философский вопрос лучше всех ответил Ф.Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь».

Автор стихотворения «Претворение в жизнь» решил предложить свой и довольно интересный подход.

Затянута мысль
В корсет слова. Ей больно
И дышится плохо.
Ей хочется крикнуть…

По-моему, оригинально и, что особенно ценно, иронично. Мысль затянутая в корсет слова; господин Карандаш, от джентльменской учтивости которого зависит претворение мысли в жизнь. Хороший авторский ход, достаточно адекватно подобрана художественная форма – верлибр. На мой взгляд, это произведение в хорошем смысле авангардно.

Если речь зашла об авангарде на «Литсовете», то по-моему первенство в данном случае принадлежит Александру Линде.
Стихотворение «Зима» напомнило известную фразу Артура Шопенгауэра: «Кому люди и вещи не кажутся иногда фантомами или призраками, тот не способен к философии». Правда, в данном случае речь идет не о людях и вещах, а, скорее о состоянии - то ли природы, то ли души, то ли об их взаимопроникновении.
То, что осталось,
забыто прижалось к земле,
Что разлилось, то во век
не собрать на ладони…
Пустота, прильнувшая своим «мерзлым пузом» к душе, - это, по-моему, просто шедевр. Тревожное, ветреное, выстуженное стихотворение со сложной образной системой. Стихотворение-фантом.
Стихотворение «Зачем» (автор – ГЕС) – короткое, но страшное. Причем, не столько своей темой (женщина на пороге суицида), сколько своей немногословной точностью и отсутствием эмоций.

А что теперь? Куда податься мне?
Слепит простор холодными лучами.

Финал великолепен:

Зачем стою в распахнутом окне
и вырастут ли крылья за плечами?
Несмотря на свою сдержанность, даже жесткость, это произведение довольно романтично и по настроению его можно соотнести с высказыванием немецкого романтика Ф.Новалиса: «Философия — это тоска по родине» (разумеется, по духовной родине, а не географической).
«Связь человека с бытием темна», - сказал Мартин Хайдеггер, и, тем не менее, определение места человека в мире – одна из самых животрепещущих философских проблем. Именно этой проблеме посвящено стихотворение Валерия Пайкова «Человек».

Костёр надежд на камне алтаря.
Несутся искры, зажигая звёзды.
Мир для чего-то был, конечно, создан –
кого спросить? И ты рождён не зря.

Емкое, оригинальное стихотворение, с четкой ритмикой (перед нами – классический ямб), с яркой системой образов. Оно построено на интересном контрасте: прозрачный ритм, легкая строка и в то же время весьма непрозрачные метафоры, которые похожи на головоломки: «главная паперть Суда», «Ты – тень земли, упавшая на млечность».

Стихотворение «Мухоморный блюз» Лары Фелисион вызывает двойственное чувство. Оно как будто написано в двух системах координат. Первая – чисто женская, я бы даже сказала – дамская. Она – легкая, по-женски обаятельная, изящная. А ведь действительно, почему бы не отгородиться от всех неприятностей изящным женским зонтиком в горошек? Вот вам и решение всех метафизических проблем:

Куплю я зонтик красный в белый горошек.
От этого тучного неба хочу укрыться.
Кто знает, быть может, рябь этих ярких крошек
Увидит мой ангел, что где-то летает, как птица.

Легко, непосредственно, воздушно, трогательно… Но сквозь эту легкость проступает другая система координат. Она довольно иронична – и по отношению к женским выходкам лирической героини («мухоморным претензиям»), и по отношению к человеческой склонности «помудрствовать лукаво». Стихотворение вполне симпатичное, жизнеутверждающее.
Отмечу только одно обстоятельство: слово «препона» - женского рода и в родительном падеже мн.ч. – «среди всех препон».

Стихотворение В. Бродского "Кто проиграл..." - это апология проигравшего. Удачное начало, энергичный ритм. Уж не знаю, интуитивно или сознательно, но автор выбрал довольно оригинальную метрическое решение: произведение написано в рамках тонической системы стихосложения. Перед нами - тактовик:
«Кто проиграл, тех не щадят.
Прав, как всегда, победитель».

Уже в первом катрене заявлена интересная смысловая перспектива: .
«А неудачников на площадях
переказнят... Приходите!»

Психология толпы – проблема, к которой обращались многие. От Й.Хейзинги, изучавшего культуру средневековья (как культуру молчащего большинства) до современных политтехнологов. Приглашение на казнь, которым завершается первое четверостишие, к сожалению, повисает в воздухе, а удачно заявленная тема, увы, не получает достойного развития. В произведении не чувствуется философского отношения к проблеме. Позиция лирического героя может быть определена как обида на весь мир… В целом, стихотворение оставляет впечатление некоторой пунктирности, схематичности.

На этом всё. Выводов делать не буду, скажу только, что этот тур конкурса очень меня впечатлил. К сожалению, не все стихотворения попали в обзор - по объективным обстоятельствам.
И на прощание, для поднятия настроения, хочу напомнить замечательные строчки Игоря Губермана:

Неистово стараясь прикоснуться,
но страсть не утоляя никогда,
у истины в окрестностях пасутся
философов несметные стада.
Игорь Губерман

   

 
   
 
© "Многоточие..." 2005-2020